Когда земельный налог считают с повышающими коэффициентами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда земельный налог считают с повышающими коэффициентами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Последствия уклонения от оплаты земельных сборов зависят от того, сколько времени физическое или юридическое лицо имеет задолженность и какова сумма. Изначально к общей сумме начисляется пеня, в случае отказа от уплаты, налоговый орган вправе требовать возврат задолженности через суд. Суд обяжет налогоплательщика выплатить задолженность и вдобавок оплатить судебные издержки. В случае отказа будет инициирован исполнительный процесс принудительного взыскания и описи имущества.

Кем производится уплата земельного налога

Прежде чем паниковать на тему новых налоговых правил для земельных участков, следует определиться, кто должен платить физический налог. Вносить средства могут как юридические лица (организации, владеющие землей), так и физическиелица. Земельный налог для физических лиц в 2022 году касается граждан, которые являются собственниками земли на основании нескольких прав:

  • Имея право собственности на физический земельный участок. То есть, лицо – единственный владелец земли.
  • Лицо обладает правом пользования участком на бессрочной основе.
  • Лицо является владельцем права наследуемого владения (пожизненного характера).

Земельный налог: сущность, особенности расчета и уплаты

Не каждый налогоплательщик сможет легко позволить себе заплатить государству несколько тысяч рублей в качестве земельного налога. Для многих людей, особенно пожилых, такая выплата оказывается весьма обременительной в финансовом отношении.

Следует знать, что в 2022 году российские пенсионеры вправе оспорить (обжаловать) суммы налога на землю, начисляемые государством к оплате.

Лица преклонного возраста могут успешно воспользоваться предусмотренными льготами, которые позволяют не только ощутимо уменьшить величину соответствующих обязательств перед бюджетом, но и вообще избавиться от необходимости уплачивать государству земельный налог.
Налог на землю является обязательным платежом, взимаемым государством с каждого гражданина, имеющего законное право пользоваться зарегистрированным земельным участком. Такой налог, по сути, представляет собой пошлину (сбор) местного значения, так как все средства, собранные путем его начисления и последующей оплаты, полностью направляются на финансирование нужд соответствующих муниципальных образований. Федеральный закон РФ под номером 141 от 29 ноября 2004 года, более известный как 141-ФЗ, устанавливает строгие нормы налогообложения граждан (физических лиц), являющих земельными собственниками.

Так, сумма фактических обязательств конкретного гражданина по уплате (внесению) в соответствующий бюджет платежа за землю определяется госструктурами, которые при осуществлении таких вычислений базируются на следующих параметрах:

  • Стоимость (цена) идентифицированного участка земли, установленная по данным его кадастровой оценки.
  • Ставка такого налога, конкретная величина которой зависит от типа географической территории плательщика (собственника, пользователя).
  • Законодателем установлена ставка платежа на уровне 0,3% цены земли, предназначенной для ведения садоводческой, огороднической, животноводческой или иной сельскохозяйственной деятельности, а также дачного хозяйства.
  • Обладатели участков прочих категорий, которые не относятся ни к одной из перечисленных выше, вносят земельный платеж по ставке 1,5% цены земли, которая определяется по итогам проведенной кадастровой оценки.

Преимущества для регионов и проблемы кадастровой оценки

Разрешается изменение величины земельного налога отдельными регионами. Муниципалитеты могут нормировать ставки земельного платежа в диапазоне 0,1 – 1,5%. Регионам дается право предоставления земельных льгот определенным категориям граждан с учетом осуществляемых видов деятельности.

Эксперты утверждают, что местные власти сегодня не смогут модернизировать инфраструктуру, если не будут повышать соответствующие налоги. Многие регионы РФ сегодня испытывают острый недостаток финансовых ресурсов, что создает ощутимые препятствия для своевременного и полного выполнения принятых обязательств. Повсеместное использование властями кадастровой оценки становится для собственников бизнеса новым, достаточно серьезным испытанием.

Читайте также:  27.12.2022 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

Специалисты считают, что региональные платежи будут способствовать увеличению бюджета государства. Главная проблема на сегодня – методика, согласно которой государством должна осуществляться кадастровая оценка имеющихся земельных владений.

Как рассчитать земельный налог?

Земельный налог для пенсионеров рассчитывается так же, как и для остальных физических лиц, с поправкой на предусмотренные законом налоговые льготы. Все сведения об участках земли, которыми владеет пенсионер, поступают в налоговую инспекцию от органов, осуществляющих государственный кадастровый учет и регистрацию прав на земельные участки (Росреестр).

Размер земельного налога (РЗН) для каждого участка определяется по следующей формуле:

РЗН = НБ × НС × КПВ × Д – Л.

Расшифровка и описание всех составляющих этой формулы приводится в таблице ниже:

Налоговая ставка в каждом регионе страны устанавливается в нормативно-правовом акте органа муниципального образования или в законе города федерального значения, но эта величина не может превышать значений, установленных в ст. 394 НК РФ:

  • не более 0,3% для земель сельхоз. назначения, сельхоз. производства, занятых жилым фондом, инженерной инфраструктурой, для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, жилищного строительства и т.п.
  • не более 1,5% для прочих участков земли.

Почему важно удостовериться, внесен ли ваш земельный участок в перечень или нет?

Земельного участка, владельцем которого вы являетесь, может не оказаться в списке. К примеру, участок, сформированный совсем недавно, будет оценен не сейчас, а в начале 2023 года.

Если он сформирован до 01.01.2022 года, но в списке его не оказалось, велика вероятность, что он в принципе не будет проходить ГКО. Просчитайте, устраивает ли вас текущая ситуация, или вы хотели бы изменить его кадастровую стоимость. Земельный участок, который не пройдет оценку сохранит за собой предыдущую кадастровую стоимость. Если вам очевидно, что «старая» цена меньше той, что потенциально могут насчитают при новой ГКО, то и не надо никуда обращаться – оставьте себе низкую кадастровую стоимость и низкий земельный налог. Если же вам требуется, чтобы участок был все-таки оценен, то придется обратиться в региональное ГБУ и потребовать внесения земельного участка в перечень оцениваемых. Специальной формы для подобного обращения не существует, поэтому пишите в свободной форме.

Кроме того, ознакомившись с перечнем, обязательно сверьте зафиксированные там характеристики участка с фактическим положением дел. Ведь информация может не соответствовать действительности – ошибки в площади, ВРИ, в других графах. Если решите исправить неточность, то это тоже юрисдикция ГБУ.

Плательщиками являются (ст.236, 237 НК):

  • Организации;

Бюджетные организации признаются плательщиками, если сдают в аренду (иное пользование) недвижимость, расположенную на земельном участке, арендаторам, не перечисленным в ч.3 п.1 ст.237 НК, а также, если дата передачи недвижимости в аренду (иное пользование) и дата ее возврата приходятся на один и тот же квартал;

  • ИП;

  • физлица.

Если земельный участок предоставлен физлицу для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то плательщиком будет такое хозяйство (п.2 ст.237 НК).

Важно! Если у организаций и физлиц нет правоудостоверяющих документов на земельные участки, которыми они имеют право пользоваться или фактически пользуются, либо госрегистрация прав на эти участки не осуществлена, такие организации и физлица все равно признаются плательщиками в отношении этих участков (п.3 ст.237 НК).

Организации имеют право на налоговые льготы, в частности, от налога освобождаются земельные участки (ст.239 НК):

1. занятые материальными историко-культурными ценностями, включенными в Государственный список историко-культурных ценностей РБ.

Не льготируются те участки, которые используются организациями (за исключением бюджетных организаций и некоммерческих организаций культуры) для осуществления предпринимательской деятельности

Важно! Расчетом земельного налога для физических лиц в 2022 году занимается налоговая. Самостоятельно никаких данных передавать не нужно.

Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2022 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2022 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.

Произведем расчет земельного налога за 2022 год:

980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,

где 11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2022 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.

Что делать, если ФНС прислали неверно рассчитанный земельный налог за 4 квартал 2022

Уведомление приходит по телекоммуникационным каналам связи — через оператора электронного документооборота, либо в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Его могут отправить по почте, на адрес регистрации организации.

Читайте также:  Льготы многодетным семьям в 2022 году в Москве

Нужно сравнить фактически уплаченный налог на землю с суммой указанной в уведомлении. Если они совпадают, ничего предпринимать не надо. Если нет — тогда два варианта действий:

  1. при переплате — зачесть её в счёт будущих платежей, либо написать заявление о возврате излишне уплаченного налога;
  2. при недоплате — перечислить недостающую сумму и пени за просрочку уплаты недоимки.

Уведомление из Федеральной налоговой службы

Физические лица платят налог на земельный участок каждый год по присланному налоговому уведомлению. В нем можно найти информацию о предмете налогообложения, налоговой базе, перечисленных средствах и сроке исчисления.

Налоговый орган отправляет уведомление по адресу налогоплательщика не позже месяца до следующего платежа.

Бывает, что уведомление из ФНС не приходит в назначенное время. Тогда налоговые сотрудники рекомендуют отправиться в налоговую инспекцию лично по месторасположению участка земли.

При фиксации плательщиком неточностей в уведомлении, которые прямым или косвенным образом влияют на исчисляемую сумму, он должен воспользоваться специальной формой для обратной связи, которая прилагается к уведомлению.

Принцип подсчета — формулы и примеры

При расчете применяется следующая формула:

Зн = Кст х Д х Ст х Кв,

где:

  • Кст – кадастровая стоимость;
  • Д – доля конкретного налогоплательщика. В том случае, есть участок полностью принадлежит одному владельцу, в качестве показателя Д проставляется единица;
  • Ст – процентная ставка, которая определяется в отношении к участку. По отношению к сельскохозяйственному участку, ЛПХ, садоводческому или огородническому принимается значение 0,3, все остальные земли будут иметь показатель 1,5;
  • Кв – коэффициент давности. Он будет приниматься только в том случае, если владелец будет иметь право собственности менее одного календарного года.

Гражданка Сидоренко владеет участком, который предназначен для садоводничества, и имеет кадастровую цену 200 тысяч рублей. Данный участок находится в собственности гражданки на протяжении 6 месяцев.

Произведем расчет сбора, который подлежит оплате, при этом в качестве показателя Д принимается значение «1», поскольку других собственников у участка нет, Ст (поскольку участок используется для садоводничества) будет равен 0,3, а Кв за шесть месяцев принимается в качестве отношения 6/12.

Итак, ЗН = 200000 х 1 х 0,3% х (6/12) = 300 рублей. Таким образом, к оплате предоставляется сумма на уровне 300 рублей.

Рассмотрим пример, когда владелец участка принадлежит ко льготной категории.

Гражданин Сергеев, являясь ветераном труда, имеет в собственности землю (50% от надела), которая принадлежит ему уже более одного года. Земля подлежит использованию в качестве подсобного хозяйства и ее кадастровая стоимость составляет 400 тысяч рублей.

При расчете налога, который подлежит к уплате, во внимание берем следующие моменты:

  • налоговая ставка по такой категории земель – 0,3%;
  • коэффициент долевого участия – 0,5;
  • коэффициент нахождения в собственности равен 1;
  • поскольку гражданин Сергеев принадлежит ко льготной категории, облагаемая база будет уменьшена на 10000 рублей.

Письмо Федеральной налоговой службы от 22 июня 2021 г. № БС-4-21/8726@ “Об исчислении земельного налога в отношении земельных участков “для комплексного освоения в целях жилищного строительства”

25 июня 2021

Направляем для изучения и использования в работе решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.05.2021 N АКПИ21-209 (прилагается).

Указанным решением отказано в признании недействующим письма Минфина России от 21.08.2017 N 03-05-04-02/53545, направленного налоговым органам письмом ФНС России от 24.08.2017 N БС-4-21/16787@ “О применении повышающих коэффициентов при расчете земельного налога в отношении земельных участков с разрешенным использованием “для комплексного освоения в целях жилищного строительства”.

При этом отмечено, что исходя из толкования норм законодательства, действовавших применительно к периоду издания письма Минфина России от 21.08.2017 N 03-05-04-02/53545, следует, что пункт 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по общему правилу, применяется на условиях осуществления жилищного строительства на земельных участках с разрешенным использованием “для комплексного освоения в целях жилищного строительства”. Налогоплательщик в случае неосвоения земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не лишен права применять пониженную налоговую ставку (в пределах 0,3%), однако от исчисления налога с учетом повышающего коэффициента не освобожден.

Доведите информацию до сотрудников налоговых органов, обеспечивающих администрирование налогообложения земельных участков.

Приложение: на 9 л. в каждый адрес.

Действительный государственный советникРоссийской Федерации 2 класса С.Л. Бондарчук
Читайте также:  Детское пособие малоимущим семьям

Расчет земельного налога для предприятий в 2022 году

В 2020 году компании обязаны сами заниматься подсчетом и перечислением в бюджет земельного налога. При этом налоговое заявление за прошедший год не подается. Для правильного подсчетаналога на землю необходимо обладать информацией о кадастровой стоимости земельного владения и налоговую ставку. Рассчитывая земельный налог, используется кадастровая стоимость всех земельных участков, установленных в ЕГРН на 1 января года, который является налоговым периодом (абз. 1 п. 1 ст. 391 НК).

В случае, если образование земельного владения пришлось на налоговый период, используется кадастровая стоимость, которая установлена на день регистрации в ЕГРН информации, на основании которой данная цена устанавливается. (абз. 2 п. 1 ст. 391 НК).

Ровно такие же действия совершаются, когда рассчитывается налог на земельные участки, приобретенные предприятием вместе с объектами недвижимости, которые находятся на них. Пункт 3 ст. 392 НК, устанавливающий для такихобстоятельств специальныеусловия, больше силы не имеет (п. 74 ст. 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

Как рассчитать земельный налог для предприятий в 2022 году

Сумма земельного налога определяется по окончанию налогового периода. Иными словами, в конце года. Рассчитывая налог на землю в конце года, необходимо пользоваться следующей формулой:

Налог = (Кадастровая стоимость земельного участка – сумма по льготе) х Ставка

Рассчитывая налог на землю по участку, находящемуся в границах 2-х и более муниципальных образований, необходимо узнать сумму налога по всем его частям. Чтобы этого сделать, нужно воспользоваться такой формулой:

Налог на землю по части участка, который находится в пределах одного муниципального образования = (Кадастровая стоимость земельного участка, которыйрасполагаетсяв пределах одного муниципального образования – сумма по льготе) х Ставку, которая установленав пределах этого муниципального образования

Как оформить льготу на земельный налог для пенсионеров

Если пенсионер имеет основание на получение льготы по земельному налогу, и эта льгота не учтена в полученном налоговом уведомлении или право на нее возникло впервые, то гражданин может самостоятельно обратиться в отделение ФНС с заявлением о ее предоставлении.

Направить заявление можно любым из перечисленных ниже способов:

  1. Почтовым отправлением.
  2. Путем личного обращения в отделение налоговой инспекции.
  3. Через МФЦ, которое оказывает соответствующие услуги по соглашению с ФНС.
  4. Через Личный кабинет на официальном сайте ФНС (для работы необходима электронная подпись или подтвержденная учетная запись от Единого портала госуслуг).

Налогооблагаемая база

В качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость земельного надела, установленная на 1 января наступившего года (начало отчетного периода). С указанной даты и начисляется пошлина на ЗУ.

Основными параметрами при оценке участка являются динамика цен и степень износа объекта недвижимости.

Если в собственности имеются несколько наделов, расположенных на территории различных муниципалитетов, налогооблагаемая база для каждой доли устанавливается отдельно.

Схема расчета: кадастровая стоимость всего ЗУ*отношение площади отдельного надела к общей площади.

Тот же принцип применяется при расчете ставки в случае долевого владения землей.

Для новых ЗУ, то есть тех, что были образованы в течение налогового периода, ставка определяется по кадастровой стоимости объекта на момент его регистрации в ЕГРН.

Изменен порядок исчисления земельного налога и налога на недвижимость

Так, с 2022 года исчисление таких налогов будет производиться за истекший календарный год.

До настоящего времени исчисление имущественных налогов, уплачиваемых физическими лицами, производилось за текущий календарный год и не учитывало произошедших в течение года сделок, влекущих переход прав на объекты недвижимости. В результате чего ежегодно вручаемые физическим лицам к 1 сентября извещения на уплату имущественных налогов за текущий год не содержали сведений о произошедших в течение года изменениях в отношении владельцев или характеристик объектов (п. 4 ст. 233 и п. 7 ст. 244 НК).

С 2022 года имущественные налоги будут исчисляться и предъявляться физическим лицам к уплате за истекший календарный год и, соответственно, будут учитывать все произошедшие в течение года изменения с такими объектами и с их владельцами.

Уплата таких налогов за 2022 год будет осуществляться следующим образом:

  • не позднее 15.11.2022 — уплата авансового платежа в размере 50% от начисленной за 2022 год суммы имущественных налогов;
  • не позднее 15.11.2023 — уплата оставшейся части имущественных налогов за 2022 год (п. 8 ст. 7 Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения»).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *